Диагностика. Лечение. Вакцинация.
Поликлиника онлайн
Интерпретация анализов
Медицинские специалисты
Обслуживание по ОМС онлайн
Условия. Запись онлайн.
Статистика и аналитика
Минздрав. Роспотребнадзор. Фонд ОМС
Блог главного редактора
Дополнительное мед. образование
Интересные сайты наших партнеров
Конкурс про Врача и для Врача
Дайджест 2020 года
Доклады из области медицины
Индекс курильщика. Индекс массы тела. Калории.
Утомляемость. Внимательность. Оптимизм.
Оценка остроты слуха on-line
Тест остроты зрения, астигматизма. Амслера.
Справочник медтерминов / А-Я
Справочник лекарств / А-Я
Справочник заболеваний
Вопросы. Отзывы. Ответы.
Станьте спонсором или рекламодателем
Интересные проекты и предложения
Развернутый каталог сайта
Банковские реквизиты. Телефоны.
Газета: здравоохранение в регионах

РЕЗОНАНС: Мурашко заявил о максимальной удовлетворенности граждан медпомощью. Мнение врача и эксперта

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 5,00
Загрузка...
rbc.ru
rbc.ru

В недавней заметке «МИНЗДРАВ: Мурашко заявил о максимальной удовлетворенности граждан медпомощью» мы процитировали слова министра здравоохранения РФ на торжественном приеме в РАН, которое приводит агентство ТАСС:

«Сегодня мы получили предварительные пока цифры, констатируем, что уровень удовлетворения населения медицинской помощью возрос по сравнению с предыдущими годами и достиг одного из максимальных за предыдущий период».

Напомним, что в прошлом году президент Владимир Путин отчитал главу Минздрава за отсутствие роста удовлетворенности граждан качеством медпомощи, потребовав «не бумажных отчётов, а реальных результатов». И вот результат – налицо, не прошло и года!

Заявление Михаила Мурашко сегодня широко обсуждается в профессиональном медицинском сообществе. Med Russia цитирует один из распространенных комментариев на этот счет.

МНЕНИЕ ПРОСТОГО ВРАЧА

Игорь Семенов, врач-трансфузиолог:

– Читая подобные высказывания от нашего высшего чиновничества, в который раз убеждаешься, что они живут в каком-то своём, особом мире, который имеет крайне мало точек пересечения с реальностью.

С той реальностью, где с одной стороны год от года нарастает кадровый дефицит, возникший вследствие неудовлетворённости медицинских работников условиями труда, а с другой — растёт количество жалоб граждан во все инстанции, включая правоохранительные и судебные органы, на уровень оказания медицинской помощи.

С той реальностью, когда два года пандемии выявили катастрофическое положение дел в здравоохранении, когда стало проблемой получить не то что плановую, но и экстренную помощь, когда врача на дому, в том числе скорую помощь, приходилось ожидать часами, если не сутками, а сами машины «Скорой» выстраивались в многочасовые очереди перед приёмными отделениями.

С той реальностью, в которой «выросла до максимума» вовсе не удовлетворённость населения уровнем медицины, а смертность и убыль населения страны.

И вот на этом фоне министр внезапно обнаруживает неуклонный рост удовлетворённости населения медицинской помощи. Читай: работы Минздрава и его руководителя.

Как говорится, всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Чтобы решать проблемы, надо для начала хотя бы признать их наличие. Назвать их. А неуёмное самовосхваление чиновников показывает, что они никаких проблем в ситуации со здравоохранением в стране не видят; всё, по их мнению, идёт прекрасно, а потому ничего и менять не надо. Ничего и никого.

Кстати:

«Специалисты Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава разработали новый инструмент  оценки удовлетворенности медицинской помощью. До этого в стране не было единой методики определения этого показателя, хотя он с 2022 года включен в федеральный проект «Модернизация первичного звена здравоохранения» в качестве цели»

Как писали классики, бюрократия — это самовоспроизводящаяся система. Сколько «специалистов» заняты абсолютно бессмысленным делом за деньги федерального бюджета с одной лишь целью: разработать такую методику, чтобы она показывала, как всё прекрасно и хорошо…

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Артем Зуев, медицинский аналитик, генеральный директор группы компаний “Инновационные медицинские технологии”:

– Ну, для начала, что же это за показатель такой и как его рассчитывают? Можно провести опрос среди организаторов здравоохранения, активно участвующих в управлении процессами в государственной медицине, по теме «откуда и как получают показатель удовлетворенности медицинской помощью» – я уверен, выяснится факт, что 90% не представляют, как это делается и что это такое. Ну, а если попросите показать фактуру, на основе чего производятся вычисления, то ввергнете в ступор все 100% чиновников.

Во-первых, мы доподлинно имеем представление, как этот показатель формируется на уровне того же Департамент здравоохранения Москвы. Цифра планируется с потолка, и фактическое значение также берется с потолка. И так уже много лет. При этом планирование ведется из расчета повышения удовлетворенности ежеквартально на 0,3-0,5% и соответственно ежегодно 1,5-2%. Запланированные уровни всегда достигаются, даже немного выше. Ведь с потолка можно взять любую цифру и поставить в отчет. Никто и никогда не проводил здесь никаких расчетов.

Во-вторых, давайте посмотрим, на каком социальном фоне были зафиксированы «максимальные значения удовлетворенности за все годы».

Возьмем для примера опять же Москву, как город с наиболее богатой и развитой медициной.

Число жалоб граждан на условия и качество медицинской помощи только в адрес Департамента здравоохранения Москвы за последние 5 лет выросло в 3 (+200%) раза. Такой же вал жалоб идет непосредственно на медицинские учреждения.

Меня могут упрекнуть, что ведь был COVID-19 и высокая нагрузка на здравоохранение, психологическое напряжение со стороны населения и прочее. Да, несомненно, это значительный фактор для роста числа обращений, но… Рост жалоб со стороны населения наблюдался и до эпидемии, а эпидемия его только ускорила.

Если посмотреть структуру жалоб, то увидим, что проблемы доступности записи на прием за последние пять лет с 2016 года выросли в 11 раз, а прирост до 2019 года составил 3,7 раза. 

Организация онкологической помощи также претерпевает небывалый рост жалоб. Так, за последние 5 лет их количество выросло в 7 раз. При этом в 2019 году рост уже был в 5 раз. Теперь в Департаменте здравоохранения Москвы получают свыше 10 тыс. жалоб со стороны онкологических больных ежегодно.

Согласитесь, не очень это похоже на процессы радости и удовлетворения среди населения.

Кроме того, за последние 5 лет число жалоб в Следственный комитет России увеличилось многократно. В открытых источниках – это более 6 тыс. жалоб, 2500 возбужденных уголовных дел по заявлениям «удовлетворенных граждан». К этому можно добавить разогретые до красна колл-центры по всей стране, жалобы на порталы обработки сообщений (ПОС), а там их сотни тысяч со всей страны, и нарастающий пул негативных отзывов в интернете по отдельным медицинским организациям.

Но есть и еще один момент, опросы по удовлетворенности в поликлиниках и стационарах практически были приостановлены в период эпидемии 2020-2021. Так что, извините, тогда подсчитывали и что стало основанием для таких заявлений о максимальных уровнях удовлетворенности? 

Регуляторам в сфере здравоохранения пора оторваться от системы бумажных отчетов в этом направлении, как и советовал им совсем недавно президент России, и формировать-таки нормальную и реально работающую аналитическую систему обратной связи с населением. А на основании этой системы услышать чаяния народа и начать принимать управленческие решения на их основе.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Ещё недавно на официальной страничке Минздрава РФ в популярном паблике ВКонтакте была открыта функция комментирования постов. Казалось бы, все логично, ведь соцсети и созданы для общения – а власть использует их возможности для диалога с простыми гражданами. Однако, вы даже не представляете, сколько тревожных сигналов из регионов приносили эти самые комментарии – это был крик о помощи, последняя надежда достучаться со своей конкретной проблемой до руководства здравоохранением страны.

И вот в аккурат перед громким заявлением главы ведомства, все комментарии – как ветром сдуло! Их просто ликвидировали, чтобы не портили, наверное, “картинку” всеобщей максимальной удовлетворенности…

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

МИНЗДРАВ: «Мы начали тестировать вакцины и лекарства от оспы обезьян», — министр Мурашко


Оставить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

Fatal error: Uncaught RedisException: MISCONF Redis is configured to save RDB snapshots, but it is currently not able to persist on disk. Commands that may modify the data set are disabled, because this instance is configured to report errors during writes if RDB snapshotting fails (stop-writes-on-bgsave-error option). Please check the Redis logs for details about the RDB error. in [no active file]:0 Stack trace: #0 {main} thrown in [no active file] on line 0